|
Другие публикации Социально-педагогическая
организация досуга учащейся молодежи. Тип работы: Магистерская работа / диплом
Год: 2005 Страниц: 343 | ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...с.4 ГЛАВА 1. ДОСУГ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
АНАЛИЗА...с.18 1.1 .Общенаучная характеристика категории досуга, междисцишшнар-ность
ее трактовки ...с. 18 1.2. Ретроспективный анализ становления и функционирования
категории досуга в социокультурной и образовательной теории и практике...с.28
1.3.Подходы к моделированию содержания и структуры досуга...с.67 Вывод...с.
77 ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ КАК СУБЪЕКТА ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...с.78
2.1.Молодежь как особый страт современного общества: ценностные ориентации
и их проекции на досуговую деятельность...с.78 2.2.Становление и развитие
содержания и форм культурно-досуговой деятельности молодежи...с.96 2.3. Нормативно-правовая
база организации досуга современной российской молодежи...с. 117 Вывод...с.142
ГЛАВА 3. СУБЪЕКТНАЯ ОЦЕНКА ДОСУГА СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖЬЮ (результаты
эмпирического исследования и их обсуждение)...с. 145 3.1. Методики проведения
эмпирического исследования...с. 145 3.2. Общие представления современной
российской молодежи о сущности и структуре досуга...с. 163 3.3. Формы досуга
и их предпочтения в оценке современной молодежи...с.184 Вывод...с.224
2 ГЛАВА 4. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДОСУГОВОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ...с.227 4.1 .Современное представление педагогического
моделирования ...с.227 4.2. Структурно-функциональный подход к педагогической
организации досуга как объекта социокультурного педагогического воздействия...с.233
4.3.Модельное представление педагогической организации социокультурной досуговои
деятельности...с.248 Вывод...с.276 ЗАКЛЮЧЕНИЕ...с.279 БИБЛИОГРАФИЯ...с.299
ПРИЛОЖЕНИЯ...с.343 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность
исследования. В последнее десятилетие принят ряд важных документов в области культуры,
образования, социальной и молодежной политики, в которых в той или иной мере затрагиваются
проблемы досуга молодежи. Это прежде всего такие документы, как Закон Российской
Федерации «Об образовании» (1992 г.), Национальная доктрина образования в Российской
Федерации (2002 г.), Концепция модернизации российского образования на период
до 2010 г., Федеральные целевые программы «Молодежь России» (2001-2005 гг.), «Дети
России» (2003-2006 гг.), Государственная программа «Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации на 2001— 2005 гг.»; Программа развития воспитания
в системе образования России на 2002-2004 гг. и другие, отражающие основные направления
социокультурной, образовательной политики государства в области обеспечения условий
воспитания детей и молодежи. Однако принятые документы, ставя вопрос о важности
досуга, не рассматривают проблему его педагогической организации. Одним
из основополагающих документов в области образования, в котором впервые за последнее
время приводятся характеристики досуга, стала Концепция модернизации Российского
образования до 2010 года. Наряду с такими важными задачами образования, как создание
здоровьесберегающей среды, формирование ценностно-смысловой ориентации человека
в мире, гражданственности, норм социального взаимодействия, толерантности и т.д.,
в данном документе отражены подходы к развитию культурно-досуговых ком-петентностей
субъектов воспитательного процесса; отмечается необходимость специальной педагогической
организации досуга наряду с другими требованиями к системе образования. Основные
положения этого документа приняты в диссертации в качестве базовых для разработки
педагогической модели организации досуга учащейся молодежи с учетом интеграции
возможностей системы образования и основных направлений социокультурной деятельности
на примере отдельного региона. Проблема досуга не является новой в науке.
Она занимала умы еще античных мыслителей. Как показал анализ, она достаточно широко
была представлена в работах как зарубежных, так и отечественных авторов, особенно
начиная с XIX века (К. Маркс, Ф.Энгельс, Ж; Дюмазедье, М.Фурастье, Дж.Келли, Р.
Стеббинс, Дж. Риверс и др.; Г.А.Евтеева, С.Н.Иконникова, Г.П.Орлов, Э.В. Соколов,
Ю.А.Стрельцов, В.Я.Суртаев, Е.Н.Федина и др.). Проведенный системный анализ позволил
выделить сущностную характеристику досуга в соотношении с категорией «свободное
время», заключающуюся в его деятельностном наполнении. Всесторонность трактовки
досуга позволила дать его модельное представление в форме семантико-сетевой модели,
в которой вскрываются его сущностные целостности, атрибуты, функции.
Досуг рассматривается авторами применительно ко всему возрастному диапазону человека:
детскому возрасту (Т.С.Комарова, А.В.Шаронов, С.Т.Шацкий, А.И. Шемшурина, и др.);
подростковому (Н.К.Крупская, А.М.Макаренко, О.М.Потаповская, В.А.Сухомлинский,
Е.Г.Тесова и др.); юношескому (А.Л.Андреев, В.Т.Лисовский, И.М.Ильинский, В.В.
Павловский и др.), в том числе в различных условиях общественной организации досуга
(А.Ю.Гончарук, Г.М.Коджаспирова, В.Д.Путилин, С.А.Шмаков и др.); людям зрелого
и старшего возраста (И.Н.Семенов, Э.В.Соколов и др.). Изучаются и тендерные аспекты
досуга (Е.А.Здравомыслова, А.А.Темкина, С.Л.Рыков, и др.). Однако досуг учащейся
молодежи общего, начального, среднего и высшего профессионального образования
в его сопоставительной характеристике не являлся до сих пор предметом специального
изучения. Тем более, не рассматривались проблемы целенаправленной организации
досуга всей совокупности таких учащихся. Вопросы организации досуга
в образовательной системе разрабатывались в педагогике (В.А.Караковский, В.А.Сухомлинский,
С.Т.Шацкий и др.) в рамках конкретных педагогических систем. Проблема же его педагогической
организации в широком социокультурном контексте применительно ко всей учащейся
молодежи, включающейся в разные его формы и в разные периоды ее свободного времени,
ранее специально не исследовалась. Для такого рассмотрения существенно, что процесс
организации досуга рассматривается в широком контексте воспитания (И.Д.Демакова,
В.А.Караковский, В.Т.Лисовский, Б.Т.Лихачев, В.А.Сластенин и др.), дополнительного
образования (В.А.Березина, А.К.Бруднов, Н.А.Морозова, А.И.Щетинская и др.). При
этом отмечается, что воспитательная деятельность образовательного учреждения осуществляется
во взаимодействии с такими социальными институтами, как семья, дополнительное
образование, общественные объединения и др. Проведенный анализ научной
педагогической литературы позволил выявить теоретико-методологические основы развития
досуга как части системы воспитания в российской системе образования. Данной теме
посвящены работы СВ. Дармодехина, И.А. Липского, Э.А. Орловой и др., раскрывающие
особенности воспитания в социокультурной деятельности и отражающие взаимодействие
социальных институтов в вопросах воспитания, в том числе в организации досуга.
В данном контексте рассмотрены проблемы преемственности воспитания в образовательных
системах (Т.С. Комарова и др.); научно-методические основы моделирования процесса
воспитания (Н.С. Дежникова, И.В. Цветкова, А.И. Шемшурина и др.) и целый ряд других
вопросов, соотносимых с организацией досуга. Изучение состояния и тенденций
развития воспитания и организации воспитывающего воздействия на молодежь в современном
российском образовании показало разрозненность существующих досуговых теорий,
концепций и моделей, отсутствие педагогически обоснованной системы организации
досуга современной молодежи, и соответственно педагогической модели его организации.
При этом нельзя не отметить, что в сложившейся социально-культурной ситуации государственная
система воспитания и образования также не в полной мере решает вопросы организации
досуга современной, в том числе обучающейся молодежи. Интересы же общества требуют
создания условий организации полноценного досуга, для чего и была необходима разработка
педагогической модели организации досуговой деятельности учащейся молодежи с учетом
новых социально-педагогических условий, возникших в России в конце XX - начале
XXI вв. Необходимость разрешения этого противоречия обусловила постановку научной
проблемы исследования - создание общей концепции организации досуга учащейся молодежи.
Разрешение противоречий, лежащих в основе данной проблемы, является центральным
для настоящего исследования. Цель исследования заключается в теоретическом
обосновании и разработке педагогической организации досуга учащейся молодежи на
основе представления социокультурного досуга как сложного многомерного феномена,
раскрытия его структурно-функциональной природы. Объект исследования - досуг
учащейся молодежи. Предмет исследования - социально-педагогическая организация
досу-говой деятельности учащейся молодежи. Из целевой установки вытекает
ряд взаимосвязанных задач методологического, теоретического и прикладного характера.
1. Методологические задачи: определение основных подходов к рассмотрению
досуга как научной категории; раскрытие понятийного содержания досуга в соотнесении
с понятием «свободное время»; модельное представление содержания досуга в
единстве его сущностных целостностей, атрибутов и функций; сопоставление
существующих концептуальных и теоретических положений, трактовок досуга, выявление
его структурных оснований. 2.Теоретические задачи: - раскрытие генезиса
понятия досуга в истории науки; - определение специфики досуговой деятельности
молодежи в системе образования на современном этапе; - анализ трактовки досуга
в социально-психологическом и педагогическом аспектах; - исследование организационно-инновационных
ресурсов досуговой деятельности молодежи в системе образования; рассмотрение
подходов к созданию педагогической модели организации досуга молодежи. 3.
Прикладные задачи: - проведение эмпирического исследования с целью определения
досу-говых предпочтений молодежи; - обобщение опыта организации досуга учащейся
молодежи в регионе (городе); - разработка модели педагогической организации
досуга молодежи. Гипотеза исследования: Досуговая деятельность учащейся молодежи
может быть объектом педагогической организации в современной ситуации переходного
периода развития России при условии: а) трактовки досуга как деятельностно-занятого
свободного времени; б) многоуровневого модельного представления досуговой
деятельности, адекватного современной социокультурной ситуации; в) учета
существующих предпочтений и желаемых форм досуговой деятельности молодежи при
формировании модели педагогической организации досуговой деятельности учащейся
молодежи; г) моделирования организации досуговой деятельности в континууме
существующего жизненного времени учащейся молодежи. Общую методологию
исследования в диссертации составили общенаучные положения о всеобщей связи, взаимной
обусловленности и целостности явлений и процессов окружающего мира. Важным методологическим
основанием настоящего исследования выступает структурно-функциональный подход
к досугу как объекту педагогического воздействия и организации, который создает
предпосылки для комплексного, системного изучения досуга и построения модели его
педагогической организации. При разработке методологических основ организации
досуга в диссертации широко используется теоретический потенциал системного (И.В.Блауберг,
Э.Г.Юдин, А.А.Реан и др.), деятельностного (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.),
функционального (В.А.Сластенин и др.) подходов, а также основные идеи системно-интегрированного
(включающего педагогический, культурологический, социально-психологический аспекты),
функционально-деятельностного и структурно-функционального подходов. Системный
подход выступил в качестве основания для педагогического моделирования организации
досуга в данном исследовании (И.И. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин и др).
Исследование поставленной проблемы основывается на положениях современной
философии, политологии, социологии, культурологии, психологии, педагогики. Теоретическим
фундаментом для изучения досуга послужили философские взгляды на сущность и социальную
природу досуга (Платон, Аристотель, К.Маркс, Ф.Энгельс, М.Вебер, Э.Дюркгейм, H.A.
Бердяев и др.); работы современных исследователей (М.А. Ариарский, В.Т. Лисовский,
С.Н. Иконникова, В.Е. Триодин и др.), которые рассматривали досуг (досуго-вую
деятельность) как специфическую человеческую форму активного отношения к свободному
времени, как особый ресурс человека и общества. Конкретную методологию
исследования составляет концепция свободного времени, частью которого является
досуг. Теоретическую основу рассмотрения данного явления представили зарубежные
исследователи: К.Маркс, Ф.Энгельс, Т.Веблен, Ж.Дюмазедье, М.Каплан, Дж.Келли,
С.Паркер, Дж. Ри-верс, Р.Стеббинс, М.Фурастье и др., а также отечественные исследователи:
Г.А. Евтеева, В.О. Ключевский, В.Я. Суртаев, Б.А. Трегубов, В.А. Ядов и др.
Теоретической основой освещения современного состояния досуга, социально-психологической,
культурологической и педагогической природы выступили инновационные течения, несущие
в себе ценности гуманизма досуга: А.Н. Андрюшина, И.А. Бутенко, Н.И. Вавилова,
А.Ф. Воловик, Е.Г. Доронки-на, Д.А. Жарков, Т.Г. Киселева, В.И. Кислицкий, М.М.
Павловский, Ю.А. Стрельцов, Е.И. Яценко, H.H. Ярошенко и другие, что также находит
отражение в педагогике и психологии досуга (применительно к молодежи) (H.B. Андреенкова,
В.Н Боряз, С.Н. Иконникова, И.М. Ильинский, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, B.C. Степин
и др.); социально-психологической разработке проблем социализации молодежи, которая
отражена в трудах К.А. Абульха-новой-Славской, А.Г. Асмолова, B.C. Боровика, И.С.
Кона, Д.Б. Эльконина и др. Исследование опирается на общие проблемы
социализации молодежи (Б.Г. Ананьев, Л.П. Буева, В.В. Москаленко, А.В.Мудрик,
В.Г. Немировский, Б.Д. Парыгин и др.). В рамках проблемы социализации (на базе
проведенных социологических исследований) частично затрагивается и досуговая деятельность
(A.C. Орлов, В.Д. Патрушев, Э.В. Соколов, В.А. Ядов и др.); Основой исследования
послужили также современные концепции воспитания и управления педагогическим процессом
(О.С. Анисимов, Е.В. Бонда-ревская, И.А. Зимняя, В.А. Караковский, Л.И. Новикова,
М.И. Рожков, Н.М. Таланчук, Н.Е. Щуркова и др.) и концепции гуманистических воспитательных
систем (Л.К. Балясная, О.С. Газман, В.А. Караковский, Е.А. Ямбург и др.). '
Изучение теоретико-методологических основ досуга опиралось также на теории молодежного
досуга (И.Н. Андреева, В.Г.Бочарова, О.И. Карпухин,' В.Т. Лисовский, Л.Г. Новиков,
СП. Парамонова, О.В. Ромах, Б.Л. Ручкин и др.); концепции досуга в образовательных
системах, рассмотренных как в работах зарубежных исследователей (Р. Армер, Ч.
Джерри, Д.Симпсон, Д.Шивирс), так и в работах отечественных авторов (Е.Г. Зборовский,
А.Д. Евсеев, Г.П. Орлов, A.C. Смирнов, E.H. Федина и др.). В качестве основных
источников нормативно-правовой трактовки проблем досуга выступили государственные
документы по вопросам образования и воспитания, культуры, молодежной политики
и организации досуга; образовательные программы для обучающихся лицеев, гимназий,
колледжей, учащихся ПТУ, студентов государственных и негосударственных вузов;
нормативные документы для руководителей образовательных учреждений ряда регионов
Российской Федерации. Методы исследования. Для решения поставленных
задач и проверки доказательств выдвинутой гипотезы были использованы следующие
методы: теоретический анализ общепедагогической, социально-педагогической, психологической,
культурологической, экономической, управленческой и методической литературы по
проблеме досуга молодежи; сравнительно-исторический анализ, позволяющий выявить
особенности изменения стереотипов досуговой деятельности социальных групп под
воздействием социально-культурных преобразований в обществе; моделирование; анкетирование:
а) обучающихся системы общего и профессионального образования (выпускников лицея;
учащиеся ПТУ; студентов государственных и негосударственных вузов) для выявления
основных предпочтений досуга; б) руководителей образовательных учреждений ряда
регионов РФ и субъектов Московской области по выявлению отношения взрослых к проблемам
досуга молодежи и их оценки данного явления. Статистическая обработка данных
эмпирического исследования проведена с использованием компьютерных программ Microsoft
Excel, Microsoft XP. Полученные данные позволили выявить условия организации досуга
как в системе образования, так и в более широком социокультурном пространстве.
Базой эмпирического исследования явились учреждения общего и профессионального
образования городов Московской области (Подольск, Кли-мовск, Щербинка, Троицк).
Системное исследование осуществлялось в три этапа на протяжении девяти лет
(1996 - 2004 г.г.) в условиях регионального социо-педагогического пространства.
Исследование включало следующие этапы: На первом этапе (1996- 1998 гг.) была
рассмотрена эволюция теорий досуга на основе анализа основных теоретических и
методологических подходов к проблеме досуга. Определены основные проблемы исследования.
Был проведен анализ состояния организации досуга молодежи в социокультурных учреждениях,
в том числе в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.
Второй этап (эмпирический) (1998-2002 гг.) включал анализ содержания
досуга молодежи в связи с изменениями ее образа жизни в современной России; определение
удельного веса форм и видов досуговой деятельности молодежи в условиях свободного
времени; изучение специфики выбора досу-говых форм современной молодежью, мотивации
этого выбора; проведение эмпирического исследования по определению досуговых предпочтений.
Третий этап (заключительно-обобщающий) включал системный анализ эмпирических
данных; теоретическое обобщение результатов исследования и подготовку текста диссертации
(2002-2004 гг.). Научная новизна и теоретическая значимость работы.
- рассмотрена и системно представлена история развития трактовки досуга в научной
литературе; - расширено понятийное содержание термина «досуг»; систематизированы
теории, концепции и модели досуга, где досуг представлен как деятель-ностно-занятая
сфера свободного времени; дано собственное определение категорий «досуг» и «свободное
время»; - предложена сетевая (семантическая) модель досуга, позволяющая выявить
компоненты целостной многомерной системы досуга в их единстве и целостности в
качестве необходимого условия разработки модели последующей педагогической организации
досуговой деятельности учащейся молодежи; - определена и обоснована совокупность
социально-педагогических условий, обеспечивающих эффективность педагогической
организации досуга молодежи с учетом: особенностей социально-педагогической среды
последнего десятилетия в России; работы с педагогическими кадрами, обеспечивающими
организацию досуговой деятельности; условий социально-педагогической организации
досуга; отработки форм досуговой деятельности; организации педагогически содержательного
досуга учащейся молодежи с учетом предпочитаемых ею досуговых форм; - поставлена
и решена научная проблема модельного представления педагогической организации
досуга учащейся молодежи; - сконструирована концептуальная модель педагогической
организации досуга молодежи на основе учета молодежных предпочтений в рамках социально-педагогической
среды применительно к региону. Достоверность и надежность научных результатов
обусловлены: методологической обоснованностью исходных теоретических позиций,
основывающихся на системном, структурно-функциональном, организационно-управленческом
подходах; единством общенаучных концептуальных методов исследования, адекватных
его задачам и логике исследования; репрезентативностью исследовательской базы;
возможностью воспроизведения эмпирических данных; сравнимостью теоретико-экспериментальных
данных с инновационной массовой практикой; преемственностью и взаимосвязанностью
результатов, полученных на разных этапах исследования. Практическая значимость
исследования. На основе представленной целостной многомерной теории досуга: разработана
модель педагогической организации досуга применительно к условиям отдельного региона
(г.Подольск); подготовлены учебно-методические материалы по организации досуга
молодежи в общем контексте воспитательной работы региона (пособия «Современное
состояние проблемы досуга молодежи в ее социально-психологическом и культурологическом
аспектах», «Организация досуга молодежи в регионе и городе как фактор воспитания»
и др.; курс лекций, информационно-аналитический материал), который используется
в семинарах для руководителей образовательных учреждений, учителей, педагогов-организаторов,
представителей разных ведомств в рамках повышения квалификации и совершенствования
педагогического мастерства. Разработанные для обучающихся (школьников, учащихся
ПТУ, колледжей, вузов), а также для руководителей образовательных учреждений,
учителей и родителей анкеты по определению досуговых предпочтений молодежи, широко
используются в разных регионах России. На защиту выносятся следующие
положения: 1. Проблема досуга, начиная с античности, имеет длительную историю
рассмотрения, в процессе которой предложены разные трактовки этого явления как
по содержанию, так и по соотношению с категорией занятого и свободного времени
человека; как относительно человека вообще, так и понятия, относящегося к разным
его возрастам (молодежь, взрослые, люди третьего возраста); как понятия, относящегося
к молодежи вообще, так и к отдельным ее категориям, в частности, к учащимся старших
классов, студентам, что позволяет утверждать гетерохронность и гетерогенность
исторического развития этого понятия. 2. Досуг учащейся молодежи, как показал
проведенный историко-семантический анализ, имеет основание быть рассмотренным
как деятельно-стно-занятая сфера свободного от обязательных производственных и
непроизводственных дел (например, транспортного перемещения на работу) времени,
что позволяет определить содержательно-целевую основу его организации как включение
человека в разные, соотносимые с его интересами и способностям ми формы деятельности.
3. Досуг может быть представлен в виде семантико-сетевой модели, в структуре
которой раскрываются сущность, атрибуты, функции и связи этого феномена, что позволяет
спроектировать трехуровневую модель педагогической организации досуга учащейся
молодежи, включающую структурную модель субъекта организации, модель взаимодействия
субъектов ("S - молодежь" - "S - организатор", модель педагогической организации
досуговой деятельности учащейся молодежи с учетом социально значимого содержания,
предпочтительных форм, социально-культурных условий организации и воспитательных
условий как потенциальную возможность молодежи к самореализации. 4. Зафиксированные
в ходе массированного системного исследования досуговые предпочтения учащейся
молодежи выявили: а) доминирование в настоящее время тех форм проведения
досуга молодежью, которые дают ей в комплексе эмоционально-физическую разрядку
(например, дискотечные тусовки с тесным общением и ритмически непрекращающимся
музыкальным воздействием); б) существенное различие форм досуга, предпочитаемых
учащимися разных образовательных ступеней (например, учащимися ПТУ и студентами
вузов, где студенчество выступает наиболее активной молодежной группой современного
российского общества, сориентированной на всестороннее дополнительное образование,
профессиональную и культурно-досуговую деятельность в контексте целенаправленных
социально значимых ценностей); в) изменения характера предпочтений молодежи
в течение последних лет в связи с изменением социально-экономической ситуации
в России; г) определенные отличия желаемых учащимися форм проведения досуга
от фактически реализуемых ими в настоящее время (так, в частности, желаемыми для
учащихся старших классов и студентов вузов выступают спортивно-оздоровительные
и активные формы досуга). 5. Социально-педагогическая организация досуговой
деятельности учащейся молодежи, основывающаяся на структурно-функциональном подходе,
представляет собой многоплановое образование, включающее содержательно-целевой,
формально-организационный, управленческий, кадровый аспекты и учитывающее социально-возрастные,
образовательно-статусные особенности учащейся молодежи, а также предпочитаемые
ею в настоящее время и желаемые в перспективе формы досуга, соотносимые преимущественно
с определенными периодами ее свободного, в том числе каникулярного времени.
6. Представленный проект социально-педагогической модели организации досуга учащейся
молодежи, учитывающий содержательно-целевую основу организации, специфику кадрового
и организационно-управленческого решения, основывается на принятии многообразия
форм и видов досуговой деятельности молодежи и на включении всего комплекса (разработанных
И.А.Зимней для организации воспитательной деятельности образовательных учреждений
в целом) условий занятости, активности, эмоционально-физической разрядки, Я-строительства,
соотнесенных с каждой из предложенных форм. Проведенное в ходе диссертационной
работы эмпирическое исследование показало жизнеспособность и педагогическую эффективность
разработанной модели и методик, основанных на ее применении. Разработанная
в диссертации педагогическая модель организации досуга учащейся молодежи, учитывающая
теоретические положения, основывалась на данных массированного эмпирического исследования
досуговых предпочтений учащейся молодежи как в настоящем, так и в желаемом будущем.
Модель выступила в качестве основы социально-педагогической организации досуга
молодежи, включенной в практику воспитательной работы регионального социально-культурнного
пространства. Апробация и внедрение результатов работы. Основные результаты
исследования нашли отражение в четырех монографиях: «Молодежь и время (проблемы
досуга российской молодежи на рубеже XX-XXI веков), «Досуго-вая деятельность современной
молодежи (из опыта работы Подольского ре-' гиона Московской области)», «Современное
состояние проблемы досуга молодежи в ее социально-психологическом и культурологическом
аспектах», «Социально-педагогические основы организации досуга современной молодежи»;
в учебно-методических пособиях, статьях - всего свыше 45 печатных листов.
Материалы работы докладывались на Российских научно-практических конференциях:
IX симпозиум «Квалиметрия человека и образования» (г.Москва, МИСИС, Исследовательский
центр проблем качества подготовки специалистов, 2000 г.); областных научно-практических
конференциях, посвященных проблемам молодежи, в том числе, организации досуга:
г.Москва, Московский государственный областной педагогический университет, 2002
г.; Коломенский государственный педагогический институт, Московская область, 2001
г.; Департамент по молодежной политике Министерства образования Московской области
на базе г.Подольска 2003 г. С докладами и сообщениями по текущим результатам исследований
соискатель выступал на ежегодных научных конференциях в учреждениях общего и профессионального
образования Подольского региона, а также в ходе чтения лекций, научно-методических
и практических семинаров для организаторов досуга молодежи г.Подольска, Подольского
района, г.Климовска, г.Троицка Москвской области. Инновационный опыт
базовых учреждений общего и профессионального образования опубликован во всероссийских
журналах Министерства образования РФ «Педагогика» (2005 г.) и «Народное образование»
(2004 г.), в научно-информационном Вестнике РУДН (Российский университет дружбы
народов) в 2004 -2005 гг. Теоретические и практические положения диссертации
внедрены в практику работы общеобразовательных учреждений, а также учреждений
начального, среднего и высшего профессионального образования г.Подольска Московской
области. Структура диссертации. Структура диссертации соответствует логике
исследования и включает: введение, четыре главы, заключение, библиографию (523
источника), 4 приложения. Информация
о приобретении данной работы. |